Неотъемлемой частью виноградарства является виноделие. Возникло ли оно с момента одомашнивания виноградного растения или же охотник из каменного века намного раньше позволил себе молодое вино из перебродившего сока диких лоз — предмет споров в научном мире.
Обратимся к легендам. Персидский царь Джемшид любил есть виноград, а чтобы продлить удовольствие от потребления солнечных ягод, которые уходят со сменой времени года, когда наступают холода, он приказал отжать из них сок и приносить ему ежедневно. Пробуя вкус сока, он возвращал себе впечатления и ощущения золотой осени. И он это делал, пока сок не стал горьким. Тогда царь предположил, что он стал ядом, и велел унести сосуд с напитком и держать под замком. Вскоре после этого начала страдать головными болями прекрасная и любимая рабыня и так невыносимо сильно, что решила умереть, для этого она избрала припрятанный смертельный яд. Как только она немного приняла его, тут же почувствовала себя бодрой и ожившей. Боль прошла. Она выпила больше и заснула. День и ночь проспала она без пробуждения, а когда проснулась, была здорова. Это дошло до ушей Джемшида, душа его обрадовалась, он превознес вино, наслаждался им и сделал его напитком для всех. А так как многие больные от вина выздоравливали, назвали его царским напитком.
Менее лирично звучит рассказ в более позднем изложении. В то время (примерно 5-е тысячелетие) в Персии царствовала династия Сасанидов. Одному из наместников, Шемирану Хорасанскому, орел как посланец небесных сил передал семена виноградной лозы, которые взошли и дали богатый урожай плодов. По совету своих мудрецов Шемиран приказал хранить сок этого винограда в сосудах. В диаметре, которые были высечены как плоская чаша. В этих чашах выдавливали ногами сок из дикого винограда, который затем стекал по выдолбленной по краю канавке и попадал в небольшие сосуды. Подобные чаши, выдолбленные обычно в каменном подземелье, найдены также в Закавказье и в некоторых областях Переднего Востока и служат прямым доказательством использования дикого винограда для виноделия.
Отсюда можно заключить, что пальму первенства следует отдать не культуре винограда, а виноделию. Именно вино могло послужить в первую очередь тем мощным рычагом, который привел первоначально в действие процесс появления и распространения культуры винограда.
Древним было присуще все видимое в природе принимать за образ божества. Земля, небо, солнце, звезды, ручьи, деревья — все это были божества. Для пояснения действий и поступков от их «богов», то есть явлений природы, слагались мифы, которые передавались из поколения в поколение. Небольшое число их дошло и до нас.
Наиболее яркими являются мифы Древней Греции. Первоначально изображения богов были символичными. С течением времени искусства усовершенствовались, и греки придают своим богам человеческие формы, потому что, как говорит Фидий, «мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». Их образы ваяют скульпторы. Статуи становятся настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами. И в настоящее время масса туристов посещает храмы, движимая не столько набожностью, сколько желанием полюбоваться прекрасными изваяниями.
Есть скульптуры, связанные и с виноградарством, и с виноделием, а дошедший до нас миф о боге винограда и вина Вакхе (Дионисе) по емкости, полноте и живости рассказа не имеет себе равных. Ни одному растению, произрастающему на земле, не уделено столько внимания в мифологии, сколько виноградной лозе.
Статус божества Вакх получил гораздо позже остальных богов. Он укреплялся и распространялся по мере того, как развивалась культура винограда.
Первоначально примитивное искусство Древней Греции ограничивалось только изображением головы Вакха или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым, умным лицом, держащим в руках рог и виноградную лозу.
Только со времени Праксителя, изобразившего Вакха молодым, является в искусстве этот тип юноши во всем блеске молодости и красоты. В искусстве это изображение известно как Фиванский Вакх, в противовес восточному Вакху в образе пожилого человека с бородой.
В связи с тем, что через искусство передавались смысл и содержание явлений, то для нас важна каждая деталь, относящаяся к теме. Чаще этот бог изображался в удобной позе полулежа или сидящим на троне. Обычные его атрибуты — виноградная лоза, плющ, таре (жезл), чаша и вакхические маски.
В древние века считали, что плющ обладает свойством не допускать опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает его торс, а на конце побега находилась сосновая шишка.
Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при производстве вина. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить Циклопа, дав ему немного вина, можно, наверное, сказать, что вино в те времена было более «опьяняющим», чем сейчас. На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, изображена систа — мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляющиеся при торжественных служениях, а также изображена змея, как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.
Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа. Присутствие осла Силена олицетворяет собою бурдюк для вина, а баран, козел и бык символизируют земледелие.
Обратимся теперь к самой мифологии, связанной с Вакхом.
Финикийский царь Агенор, не находя свою дочь Европу, которую увел Юпитер, приказал сыну Кадму отправиться на поиски сестры и не возвращаться в Финикию без нее. Сестру он не нашел и по совету Апполона построил город. Юпитер дал ему в жены Гармонию, дочь Венеры и Марса. У них было четыре дочери, одна из которых, Семела, обратила на себя внимание Юпитера. Ревнивая Юнона, узнав об этом, объяла пламенем жилище Семелы, которая погибла. Юпитер едва успел вынуть у мертвой ребенка, зашил его в свое бедро и носил до тех пор, пока но наступило законное время его появления па свет.
Что следует из этого эпизода? С одной стороны, указывается происхождение Вакха из конкретного района-Финикии. Поданным науки, культура винограда здесь была на высоте, когда даже в Греции она только зарождалась. С другой стороны, двойное рождение Вакха намекает на то, что виноградный сок, прежде чем превратиться в вино, как бы дважды дозревает: первый раз — в виде созревающих гроздей, а во второй — когда выжатый сок должен перебродить и превратиться в вино. Есть и другая версия: виноградная лоза погибла во время потопа при Девкалионе и вновь появилась па земле, когда перестали идти дожди.
Юнона все время пыталась убить маленького Вакха, но ей мешали, и он подрос.
По мере того, как культура винограда закреплялась в Греции, то и миф о Вакхе приобрел вторую родину. В дальнейшем мы по тексту будем называть его Дионисом, как греки.
Как-то, купаясь в море, Дионис подружился с молодым Сатиром (мифическим образом) по имени Ампелий п был почти неразлучен с ним.
Когда же бешеный бык убил Ампелия, неутешный Дионис, желая воскресить друга, полил его раны амброзией. Ампелий превратился в виноградную лозу, а божественный нектар придал винограду его опьяняющие свойства.
Из этого следует, что Дионис положил начало виноградарству. По другой версии ему приписывают даже появление самой виноградной лозы. Согласно мифологии, грозди винограда первоначально росли на ветках огромных вязов, а самой виноградной лозы еще не было. Однажды щедрый Дионис вздумал подарить своему любимцу, юноше Ампелию, увесистую виноградную гроздь. При этом он представил ему возможность самому взять «подарок», свисающий на длинной и тонкой ветке очень высокого вяза. Пытаясь завладеть даром, несчастный юноша упал с дерева и разбился насмерть. Долго оплакивал его гибель удрученный бог и, решив увековечить своего любимца, превратил его гибкое тело в чудесную гибкую лиану с гроздями винограда.
Толкование этого эпизода позволяет предположить, что превращение дикой лозы в культурную происходило в результате многовековой истории человечества, а с другой стороны, приводит к мысли, что ни но было известно значительно раньше и вырабатывалось из гроздей диких лесных лоз. Имя юноши осталось увековеченным. Дионис назвал чудесное растение «ампелос» и от него позаимствовали свои названия науки ампелография, ампелология, ампелотерапия.
Потеряв Ампелия, Дионис предпринял походы на Восток, посетил Египет, воевал в Сирии против Дамаскуса, который противился введению культуры виноградных лоз, переплывал на тигре через реки, построил мост на Евфрате и, наконец, отправился в Индиго.
Путь, проходимый Дионисом, есть не что иное, как история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действиях, производящих виноградное вино. Страх перед опьянением и сильное его воздействие на психику объясняют то сопротивление и враждебность к Дионису, которые он встречал повсюду, когда начинал знакомить людей с виноделием. По этому поводу имеется несколько эпизодов.
Молодой Дионис весело бродит по земле, обучает людей искусству возделывания винограда и превращения его в искристое вино. В его окружении всегда вакханки и менады, воспитавшие молодого бога.
Эти вакханки фигурируют на всех памятниках искусств, изображающие праздники в честь Вакха — так называемые вакханалии. Эврипид указывает на то, что по мифологии вакханки — греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон. а менады — азиатские женщины, пришедшие из Азии в Грецию вместе с Дионисом после похода его в Индиго (менады, по-видимому, олицетворяют приход культуры винограда из Азии).
Так вот, как-то, резвясь в окружении менад, захмелевший Дионис подвергся нападению фракийского царя Ликурга и, спасаясь бегством, бросился в море. Всемогущий Зевс (Юпитер) поспешил к нему на помощь. Ослепив Ликурга, он привязал его к виноградной лозе. Из горьких слез несчастного, утверждает легенда, выросла презренная капуста, непримиримо враждующая с тех пор с любимым растением Диониса виноградом.
Не успел Дионис справиться с Ликургом, как у побережья Малой Азии был похищен морскими разбойниками. Не зная, кого пленили, они заставили его нести корабельную службу. Вскоре он привел их в смятение своими чудесами. Неожиданно на мачте и реях вдруг начали прорастать виноградные лозы с созревающими на ходу ягодами, истекающими душистым соком. Команда с жадностью ринулась к струящемуся напитку. Но тут на них обрушился гнев бога. С ужасом увидели они вытянувшегося рядом с «юнгой» льва, который рыча готовился к прыжку. Оставался только побег за борт, где и произошло чудо. Подхваченные волнами, превратились они в дельфинов, отныне ставших постоянными спутниками бога в его море-плаваниях.
Судно Диониса, покрытое лозой и окруженное играющими дельфинами, стало благодатной темой для греческих вазописцев. В своих произведениях искусства они хранили память о том, что виноградная культура пришла к ним через море с Востока. Некоторые исследователи древних мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Македонским; другие же считают, что они относятся к более древнему периоду.
Когда царь Индии Дариадес хотел броситься на Диониса, виноградные лозы, появившиеся вдруг из-под земли, обвили ноги и руки царя, все тело парализовав его.
Изображения битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армии.
В трагедии Эврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, облитые золотом, и поля фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих торсами, увенчанных плющом».
Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы признал его культ и потому отправился туда.
Пенфей, внук Кадма, царя Фиванского, стал противиться возвращению Диониса в его страну. Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога, весь народ уже спешил к нему навстречу, чтобы посмотреть на не виданный до того праздник.
Разгневанный царь обращается к своим подданным, говоря: — Храбрые дети Марса, какое безумие овладело вами?! Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваши разум. Никогда не боялись вы бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель всегда пи ходил пае непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и о питающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, безоружного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять копями и всегда является наряженный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура… (Овидий).
Пенфей приказал своим войнам схватить Диониса и привести его к оковах. Воины повиновались и привели пленника, но пока шла подготовка к казни, оковы сами собою спали, двери темницы открылись невидимой силой и пленник исчез. Вскоре сам Пенфей погиб, растерзанный вакханками, а жители признали Диониса за своего бога.
Многие приключения предшествовали смерти Диониса, доблестно дравшегося вместе с Зевсом против титанов. У поверженного на поля боя Диониса богиня Афина вынула еле бившееся сердце, и Зевс тут же вдохнул в него жизнь. С тех пор, утверждает другая эллинская легенда, и приобрела подвластная Дионису виноградная лоза удивительную живость.
Если миф о Дионисе указывает на родину культурного винограда в направлении к Малой Азии, то у Библии своя установка. Многие века не без гордости виноградари обращались к тому, что праотец Ной, спасшийся от Всемирного потопа благодаря своему ковчегу, первым в истории человечества заложил виноградник: «Но Ной начал и стал земледельцем и посадил виноградник», — говорится в 9-й главе первой книги Моисея. Как указывает Библия, этим местом явилось подножие горы Арарат в Армении. Своим установлением места действия Библия удачно попала в древнейший центр культуры винограда, который подтвержден археологами и этнографами.
Этим подчеркивается, что культура винограда могла иметь не один центр своего возникновения, а несколько. По крайней мере наука пока не может опровергнуть эту точку зрения, несмотря на довольно убедительные доводы сторонников моноцентризма. Что же касается пути, пройденного Дионисом, то он в общем соответствует историческим данным. В этой связи интересно исследование Виктора Гена. В его представлении возникновение и распространение культуры винограда происходило следующим образом: «Настоящая родина виноградника, страны к югу от южной окраины Каспийского моря, замечательные по роскошному его росту, лежали вместе с тем, насколько это возможно проследить исторически, в соседстве с прародиной семитического племени или с одной из главнейших его ветвей. Там, в чаще лесной, виноградная лоза, со стволом в руку толщиной, вьется вверх до макушек громадных деревьев… Оттуда виноградная лоза сопровождала распространявшиеся семитические племена к нижнему Евфрату и в пустыни и парадизы па юго-западе… Из Сирии виноградная культура пошла далее через всю так называемую Малую Азию к лидийцам, фракийцам, индийцам и другим иранцам, между тем передвинувшимся с востока на запад. Потом она проникла на греческий полуостров… и на берега Италии…»