Теме пользы и вреда алкоголя посвящено много работ: в одних — пропагандируется необходимость искоренения алкогольных напитков во имя трезвого образа жизни; в других — не видят в них зла при умеренном потреблении. Нас же интересуют не алкогольные напитки вообще, а только виноградное вино и лоза винограда.
Преобладающее большинство людей в мире верующие, для которых религия является высшим авторитетом от Бога. В своем богослужении они руководствуются Святым Писанием. У христиан таким является Библия, которая включает в себя не только «утверждение в вере», но и кодекс жизненного поведения как в социальном, так и в лично-индивидуальном плане. Поэтому все то, что говорит Библия, воспринимается верующими как непреложный закон.
Среди продуктов питания, упоминаемых Библией, едва ли не самое почетное место отводится винограду и вину. В третьей книге Ездры виноградная лоза ставится выше других растений: «О Владыко Господи! Ты из всех культур на земле, из всех дерев на ней избрал одну — виноградную лозу!»
Вино употребляли и за домашней трапезой, и во время торжественных пиршеств, при совершении жертвоприношений и других священных обрядов.
В повествованиях о Мельхидесеке, Лоте, престарелом праотце Исааке, в пророчестве умирающего праотца Иакова, в книге Иова и других местах встречаются самые разные указания на вино как на общераспространенный напиток.
Древние евреи, в отличие от греков и римлян, в основном пили вино неразбавленным (Песнь Песней, 7.3). И при этом вино считалось символом силы и оживления (Исайя, 55.1). Именно с вином пророки связывали счастливое будущее, мессианские времена (Амос, 9.3;Иоиль,4.18идр.).
Метафорически вино символизирует все прекрасное и возвышенное; учение, народ, Иерусалим, Мессия, праведники — все уподобляется вину; а все низменное и греховное связывается с уксусом. Согласно Талмуду, для праздников в раю сохраняется вино с первых дней сотворения мира (Трактат Берахот, л. 346).
Вино, употребляемое в меру, считалось здоровым напитком с целебными свойствами. Иудейские мудрецы говорили: «Во главе всех целебных средств — вино; там, где нет вина, требуются лекарства» (Тр. Баба Батра, л. 586); «вино проясняет разум и оживляет чувство» (Там же, л. 126).
Частое потребление вина и в неумеренных количествах всегда приносит вред. Поэтому во многих библейских текстах вино нередко упоминается как напиток, приносящий проклятие при злоупотреблении им (Вторая книга Царств, 13.28; Притчи Соломоновы, 20,1; 21.17; Исайя, 5.11). Употребление вина в известных случаях было запрещено при исполнении своих обязанностей священникам (Левит, 10.9), назариям (Числа, 6.3). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершенно отказывались от употребления вина (рехавиты, Иеремия, 35).
Предостережения против греха пьянства часто приводятся в Ветхом и Новом заветах. Умеренное потребление вина, однако, вполне допускалось (Первое послание к Тимофею, 5.23). В Талмуде приводятся также советы по ограничению потребления и отрезвлению после опьянения.
После разрушения Иерусалимского храма многие фарисеи в знак скорби хотели запретить евреям употребление вина, однако законо-учредителями было указано, что «не следует устанавливать закон, исполнение которого для большинства людей невозможно» (Тр. Баба Батра, л. 606).
Исчерпывающее разъяснение библейской точки зрения дает Иоанн Златоуст, который, бичуя пьянство как отвратительный порок, о вине говорит как о божьем даре: «Я слышу, что некоторые говорят: если бы не было вина, мы не были бы пьяницы. О безумие! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Ужели вино причиною такого зла? Нет не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак лучше скажи: о, если бы не было пьянства! А если скажем: лучше не было бы вина, то можем далее сказать: лучше не было бы железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было ночи, потому что есть воры; лучше бы не было света, потому что есть клеветники. Таким образом, ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не поступай так, потому что это сатанинский дух.
Не презирай вино, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все безобразия его. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы обезобразить себя, дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для подкрепления здоровья, а не для расстройства его, для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением бесчестишь себя..? Вино дано для веселья, так как сказано: вино веселит сердце человека, а вы и это его доброе свойство порочите».
Издавна вино неотъемлемый атрибут ранних христианских церемониалов, Первым чудом Христа было превращение вина в воду на свадьбе.
В средние века после падения Рима католическая церковь пыталась сохранить традиционные ремесла, в том числе и умение изготовлять вино. Почти 1000 лет назад в Европе виноград культивировали монахи. По мере проникновения христианства в Новый Свет вино еще более стало ассоциироваться с религиозными церемониями и вовлечением в веру. Исторически доказано, что первые калифорнийские вина приготовили иезуиты в XVIII в., а продолжили эту традицию французские монахи. В древности у царей была мода посылать в подарок украшения или одежду со своего плеча. Нередко служило подарком и вино. Так, царь Камбис послал в дар эфиопскому царю пурпурное одеяние, золотое ожерелье, золотые браслеты и кувшин финикийского вина». Вдумайтесь: вино рядом с драгоценностями !
Вино исторически вплелось в культуру, религию и поэзию человечества и в течение тысячелетий приобрело тот ореол, который придает ему высокую нематериальную ценность. Тем не менее она всегда являлась и является объектом нападок со стороны поборников трезвости. Причина — в отождествлении вина с другими алкогольными напитками.
Когда в 1913 г. в Государственную думу России был внесен законопроект по вопросу борьбы с алкоголизмом и пьянством, где вино и водочные изделия считались единым злом, Василий Егорович Таиров, известнейший виноградарь и винодел императорской России, возглавил работу по защите отечественного виноделия и виноградарства. На страницах печати он показал разницу между вином и другими алкогольными напитками и привел убедительные доводы в пользу вина. «Исключить совершенно из людского обихода спиртные напитки практически невозможно, — пишет он, — но вполне доступно ограничение алкогольного бедствия путем широкой пропаганды замены водки доброкачественными виноградными винами и прочими напитками».
Французский ученый-медик Луи Изу, желая изучить влияние виноградного вина на человеческий организм, избрал такой район, где не знают других напитков, кроме вина, и куда не успела проникнуть фальсификация. Таким медвежьим углом оказался район Марсильяк в центре южной Франции (департамент Авейрон), где жители занимаются исключительно виноделием. Они были хорошо сложены и сильны, очень трудолюбивы, бодры, веселы и резко отличались этими качествами от жителей соседних районов.
По воскресеньям они сходились в харчевнях и шумно расходились оттуда, заметно подогретыми, но никто еще не видел в Марсильяке тех бледных, мрачных, злых, ищущих ссор и способных на преступление личностей, которые так часто встречались в Париже и портовых городах.
Между тем, если обратить внимание только на потребление вина, то жителей Марсильяка следовало признать горькими пьяницами: каждый мужчина в возрасте от 20 до 60 лет выпивал в день 4,5 литра вина, а у многих суточная порция доходила до 6 литров; в страдную пору работающие пили по 6-7 литров. Работа, которую они выполняли, была тяжелой: рельеф местности не давал возможности использовать животных и каждому работнику приходилось таскать на себе тяжести по 40-45 кг и по 20-30 раз в день подниматься с ними на добрую сотню метров.
Тщательное медицинское обследование населения Марсильяка дало следующие результаты: психические заболевания, по данным за период с 1883 по 1905 гг., крайне редки и не обнаруживают никакого стремления к повышению; туберкулез отсутствовал, случаи скоропостижной смерти были крайне редки, заразные болезни протекали так же, как у непьющих; если исключить смертность детей на первом году жизни, то большинство умирало, перевалив за 70 лет; из 1740 призванных к отбыванию воинской повинности было забраковано всего 129 человек (7,4%).
Итак, если в течение тысячи лет население этого района выпивало в год по 3 бочки виноградного вина на человека и предстало перед ученым сильным, здоровым, трудолюбивым, способным и веселым, то не значит ли это, что виноградное вино не является ядом?
Тут уместно привести одну восточную легенду, не лишенную остроумия и нравоучительности. Однажды Бахус (бог виноградарства и пьяного веселья), будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь был долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. Заметив у своих ног маленькое растеньице, еле выбившееся из земли и чрезвычайно красивое, он решил взять его с собою и посадить у себя на родине. Он вырвал растеньице с корнем и держал в руке, но так как солнце сильно пекло, то боялся, что оно засохнет до прихода в Наксос. В это время взгляд его упал случайно на лежавшую на земле птичью косточку, в которую Бахус наложил растеньице и продолжал свой путь. В руке молодого бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки.
Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для него защиту и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем оно не переставало сильно разрастаться в обе стороны, и бог вложил все в найденную большую кость осла и вскоре пришел в Наксос.
Желая посадить растение в землю, Бахус заметил, что корни до такой степени перепутались и обвили кости птицы, льва и осла, что освободить их, не причинив им вреда, не было возможности. Тогда Бахус решил, что это проделка злого духа, который намеренно положил все названные кости на его пути. Тем не менее он посадил растение вместе с тремя косточками.
Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и дал его пить людям. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели как птицы; выпивая больше, они становились сильны как львы; когда же они пили долго, то головы их опускались подобно голове осла.
Итак, господа! Пейте вина столько, чтобы петь подобно соловью; по торжественным случаям пейте больше, чтобы приобрести силу льва; но никогда не пейте столько, чтобы повесить голову…
Отношение к вину всегда было двояким. Противники вина могли исписать целые страницы о его вреде, ничего не добиваясь при этом тем в большей степени, чем убедительнее звучали доводы. Один восточный философ сказал о вине: «Его родитель благородного происхождения, но как ужасно то, что он породил». Считалось, что русские не зря назвали напиток вином: употребивший его становился виноватым, совершившим грех перед Господом, что не мешало большинству христиан употреблять вино.
Приводились доводы о запрете на этот продукт, существующем в писании христиан. В Евангелие от Луки есть следующие строки: «Не бойся, Захарийя, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, наречешь ему имя Иоанн и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются, ибо он велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа святого исполнится…» Здесь говорится об Иоанне Крестителе. Одной из его добродетелей является то, что он как человек богобоязненный не будет пить вина.
В Библии сказано: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера горячат себя вином. И цитра, и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют».
«Зато народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждой». Или другие строки: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Исайя, 5:21, 22). «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры: священник и пророк спотыкаются от крепких напитков: побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» (Исайя, 28:7—8). Таким образом, Бог через Библию не столько винит вино, сколько не скрывает своего отвращения к пьянству.
Возникшая в начале VII в. новая религия, ислам, была социальным и по тому времени революционным вероучением. Ислам проповедовал братство: мусульманин мусульманину брат; а также равенство: хозяин и слуга должны есть одинаковую пищу. Принцип равенства, который утверждался исламом, был очень популярен среди тех, кто трудился, среди угнетенных кастовых сословий Римской Византии и Персидской империи. Дух благородства и братства, простота учения о едином Боге производили огромное впечатление на людей.
Если Библия признает положительные свойства вина, осуждая пьянство, то Коран вообще налагает запрет на его потребление. «Они спрашивают тебя о вине и майсаре. Скажи: В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их — больше пользы» (Сура 2.216); «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите… Поистине, Аллах извиняющий и прощающий!» (Сура 4.46); «Вино, майсир, жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми» (Сура 5.92); «Сатана желает возбудить между вами ненависть и недружелюбие через вино и игру и удалить от вас воспоминание о Боге и молитве. Разве вы не удержитесь» (Коран- V.93).
Почему же Коран выступает против вина? Этот запрет Мохаммеда первоначально был законом, предусматривающим для своего народа только военную дисциплину. Но позже появилась следующая легенда. В один прекрасный день Мохаммед будто бы вошел в дом, в котором проходила свадьба. Видя веселого хозяина этого празднества, он спросил у окружавших его гостей о причине их хорошего настроения. Последовал ответ, что великую улыбку вызывает вино. Пророк слушал их с удовольствием и благословил выпивку, которая, как он выразился, превращала людей в ангелов.
Три дня спустя пророк возвратился в эту деревню, но не нашел никаких признаков веселой свадьбы; он увидел только развалины и непогребенные трупы. Когда он спросил, как это произошло, соседи ему рассказали, что веселые и приветливые собутыльники напились в конце концов до того, что стали яростно набрасываться друг на друга, превратив праздник в страшное побоище.
Мохаммед тут же снял свое благословение и проклял вино, которое превращает человека не только в ангела, но также и в скот, запретив употребление вина как смертный грех, своим верующим.
Анализ приведенного материала позволяет предположить, что поводом запрета потребления вина могли служить: 1- вред, приносящийся человеку виной при его злоупотреблении, что наглядно вырисовывается из легенды; 2 — невозможность создания крепкого, спаянного общества, если его члены подвержены пьянству (вспомните распад Римской империи); 3 — поднятие авторитета новой религии путем проявления заботы по оздоровлению единоверцев. Во всем этом главной причиной запрета, по-видимому, послужили незнание меры пития вина и трудность ее соблюдения из-за опьяняющего действия алкоголя.
Коран состоит из целого ряда откровений, полученных Мохаммедом от Бога, от лица которого и ведется речь. Однако, следует заметить, что Коран не был записан Мохаммедом, даже не был составлен при его жизни. Отдельные суры записывались на костях, пальмовых листах, запоминались на память, благодаря чему нет никакой возможности точно установить дату написания той или иной суры.
Пророк старается отстранить от верующих всё то, что могло бы их отвлечь от служения Богу. Само слово Ислам означает «предание себя Богу». Полагая различного рода обстоятельства и запрещения, он входит в положение верующих и разрешает в случае необходимости выполнять его требование в сокращенном виде, а в отношении пищи даже разрешает употребление «нечистых кушаний», к которым относится и вино (Коран. II. 168; V. 4.5.7; VI. И8-121;ХV1. 116).
Нередко приходится встречать мусульман, употребляющих водку на том основании, что в Коране говорится только о вине. Но не надо забывать, что Мохаммед не только вино и подобного рода напитки считает опьяняющими, но также азартные игры, увлечение удовольствиями и т. п., словом, все, что заставляет человека забывать свои обязанности по отношению к Богу и людям. Более того, Коран не мог упоминать о водке, так как ее производство было налажено значительно позже эпохи Мохаммеда.
В тоже время в Коране можно встретить суры, где проявляется терпимое отношение к вину. Сура 16: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел. Воистину, во всем этом — знамение Для тех, кто способен размышлять.». Сура 47: «Образ сада, который обещан богобоязненным: там — реки из Воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих». Сура 78 (31-34): «Ведь для богобоязненных есть место спасения, сады и виноградники и полногрудые сверстницы и кубок мнимый».
В другом месте употребление вина (шурбул-хамр) или других опьяняющих напитков (Коран. П. 216; V. 92) допускается лишь в крайнем случае в качестве лекарства и в небольшом количестве. За употребление вина свыше указанного количества виновный наказывается 40 ударами плетью, но кадию представляется право довести число ударов до 80. Для обвинения в том преступлении требуется сознание, запах изо рта и по крайней мере 2 свидетелей мужчин.
Двоякое отношение к вину, по-видимому, связано с тем, что завоевывая новые территории и государства, где население издавна потребляло вино (Сирия, Персия, Египет, Испания и др.), для арабов прежде всего было важно распространить ислам, обратив в мусульман завоеванные народы. Чрезмерно жесткая позиция, в частности по запрету потребления вина, могла помешать этому процессу.
Таким образом, пьющий мусульманин в некоторых странах может сослаться в определенной степени на либеральность взглядов Корана. Он может глубоко верить и в то же время переступает предначертания Корана, прикладываясь к чарке с вином. Однако тут есть и свои нюансы. Если встретились единомышленники, то потребление вина воспринимается как само собой разумеющееся. Если в компании попадется аскет-мусульманин, остальным становится неудобно нарушать запрет. То, что позволительно более молодым, старикам не прощается.
До ислама во всех странах Востока процветало виноделие и культивировались винные сорта винограда. После установления господства ислама и запрещения виноделия виноградарство на Востоке приняло безалкогольное направление. В этот период искусственным отбором были получены крупноплодные с твердой мякотью сорта высоких вкусовых качеств, которые широко распространились во всех странах света. При этом не всегда уменьшались и площади виноградников. Известно, например, что арабские завоевания Средней Азии (VII-VIII вв.) внесли существенные изменения в культуру винограда. В связи с расширением международных связей появились новые сорта винограда из Аравии, Индии, Ирана и других стран Востока. Виноград получал все большее распространение и встречается уже во всех оазисах поливного земледелия.
По условиям того времени, когда все товары перевозились на верблюдах, свежий виноград не мог быть предметом широкой международной торговли, но внутри областей Средней Азии шла интенсивная торговля виноградом. Сушеный же виноград являлся предметом торговли с далекими странами и из Хорезмского оазиса, например, направлялся в Иран, на Волгу в Страну булгар и, возможно, даже в славянские земли. Предметом вывоза являлся и бекмес, или, как его называли арабы, «солнечный мед» из сока винограда.
Жесткого «сухого закона» не было. В «Каноне врачебной науки» Авиценны, жившем около 980-1037 гг., много говорится о применении в медицинских целях не только винограда и уксуса, но и вина. А кому не известны рубайи Хайяма, восхвалявшие вино?! Оба они были мусульмане.
Еще за 400 лет до н. э. Гиппократ, знаменитый греческий философ, заслуженно именуемый отцом медицины, занимался исследованиями влияния вина на человеческий организм. Он сделал первые общие выводы, всю верность которых подтвердила современная наука. «Употребление вина, — утверждал Гиппократ, — превосходно действует как на здорового, так и больного человека».
Никак нельзя сравнивать эффект, производимый стаканом выпитого во время обеда вина, и стаканом спиртного, применяемого несколько раз в течение дня. Именно поэтому Плиний, этот мудрый древний римлянин, считал, что нет ничего лучше хорошего вина, но в тоже время нет ничего опаснее чрезмерного его потребления…
Что же это за напиток, который сочетает в себе нежность ангела и зло дьявола, «несет и яд, и мед, и рабство, и свободу…»?
Видный французский винодел Андре Видель ответил перечислением химических веществ, содержащихся в каждой капле виноградного напитка. Но он тут же поспешил добавить: «В принципе вино — это химия, хотя, что это на самом деле, никто не знает».
Специалистам-виноделам удалось опознать более 500 химических веществ в вине. Существует, кроме того, еще множество других, пока не известных веществ. Но не надо пугаться. Постоянно или временно, эти вещества содержатся в вине вполне естественным образом. Без них «Цимлянское», «Цинандали» или «Мускат белый красного камня» не имели бы того оригинального букета, бархатистости и каких-то тонов во вкусе, свойственных только этим винам.
Вино рождается еще на виноградной лозе. Качество его определяется качеством сырья — ягод винограда, а их качество, в свою очередь, зависит от особенностей климата и почв. Получается оно путем естественного брожения отжатого из ягод сока, без каких-либо добавлений, под влиянием дрожжей, превращающих сахар в спирт.
В развитии вина можно различать отдельные этапы, как у живого растительного организма: вино рождается в процессе брожения, формируется при выпадении осадка, созревает, максимально развивая свои замечательные качества — полноту вкуса, букет, цветовую гамму, стареет, теряя их, и, наконец, разлагаясь, медленно отмирает. Виноградное вино питательнее пива, его пищевые свойства равны достоинству молока, тогда как литр пива заменяет лишь 2/3 литра молока. Кстати, еще Платон говорил, что «вино — молоко для стариков».
Большой вклад в изучение диетических и лечебных свойств виноградного вина внес Н. Н. Простосердов, который привел убедительные доводы о питательной ценности, лечебных и диетических свойствах вина. Эти свойства были известны еще в глубокой древности.
И «Илиаде» называются имена двух врачей, которые давали вино раненым и старикам для восстановления сил.
Широко осветил физиологические и лечебные свойства вин Гиппократ, указывая на их применение при разных заболеваниях и на противопоказания в некоторых случаях. «Вино, — говорит он, — удивительно приспособлено к организму человека, как здорового, так и больного». По примеру античных медиков, для восстановления сил и здоровья он пользовал немощных и увечных вином как целебным средством.
О лечебных свойствах вина знали Гален и Цельсий, Знаменитый римский врач Асклепиад, обосновавшийся в Риме во время правления Помпея Великого, известен своей диетической медицинской системой, где отведено место и вину.
Вино в древности являлось ингредиентом многочисленных косметических средств. Из ароматических растений, мацерированных в вине, приготовляли различные мази для ухода за кожей. Римляне для ухода за черными волосами пользовались мазью, приготовленной из яблочного сока, орехового масла, кипариса, смешанных с красным вином, в котором до этого мацерировались пиявки. Ароматное фалернское вино служило римским парикмахерам туалетной водой. Виноградным суслом смазывали лицо для поддержания свежести и мягкой кожи. Черные волосы перекрашивали в светлые при помощи мази, приготовленной на основе винных дрожей. Многие древние рецепты и сейчас находят применение в народной медицине. Вино с солью использовалось в качестве слабительного и для выведения глистов.
В Древнем Египте, Греции и Риме врачи знали об антибактериальных свойствах вин и с успехом использовали их при стерилизации ран, а также как диуретик и транквилизатор. Гиппократ применял вино буквально во всех предписаниях. О лечебных свойствах вина упоминается в Ветхом Завете христианской Библии.
Историк Г. Беттинсон в трактате о древней медицине пишет: «Арабские, иудейские и христианские врачи в лечении придерживались традиций, изложенных в трудах греческих и римских классиков. В соответствии с ними, земная медицина покоится на трех островах: диета, лекарство и хирургия. Вино является частью всех троих».
Наиболее обстоятельно изучил действие вина Авиценна (искаженное от Ибн Сина), известный арабский философ и врач, который родился в 980 г. близ Бухары и умер в 1037 г. во время похода на Гамадан. Его работа «Канон врачебной науки» — одно из руководящих медицинских сочинений средневековья. В его основу были положены рекомендации Галена о полезных свойствах вина. По мнению Пастера, «вино с полным правом может считаться самым здоровым и самым гигиеническим напитком». Иван Петрович Павлов считал виноградное вино лучшим катализатором пищеварения.
Оценка вину из уст знаменитостей позволяет по-новому посмотреть на этот напиток.
В своей докторской работе о вине знаменитый французский ученый-гигиенист доктор Дуньяк утверждает, что человеку как живому существу требуется живое питание и лечение. Поэтому биологические и терапевтические эффекты, содержащиеся в вине, «выпитом живым», отличаются от эффектов мертвой материи из тех же химических составных частей, но полученных в лаборатории. И не случайно существует даже наука энотерапия («лечение вином»). Но, и это весьма важное «но», если не учесть чувства меры, как и любое лекарство, принимаемое в избыточном количестве, вино становится ядом. А мера у каждого своя, и все тут очень индивидуально.
История знает примеры, когда сильные, могучие, легендарные личности, вошедшие в долгую, цепкую память потомков, погибали от роковой тяги к спиртному. Одно из суровых предостережений — трагический пример Александра Македонского, который, по свидетельству философа Сенеки, «перенес столько битв, суровых зим, преодолел неудобства походов и переплыл столько морей, а обязан ранней смертью невоздержанности к пьянству». А спартанский царь Клеомен (конец VI в. до н. э.) сошел с ума от длительного общения со скифскими послами, приучившими его к большим дозам неразбавленного водой вина. Потерял трон и бесславно погиб в цветущем возрасте царь Скил, неумеренно потреблявший вино. Здесь уместно вспомнить слова Плутарха: «Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его».
История борьбы с алкоголизмом и пьянством богата разнообразием мер, направленных на утверждение трезвого образа жизни. Египетским царям и жрецам разрешалось, например, пить вино в очень небольшом количестве. Некоторые китайские императоры казнили пьяниц. В Древней Индии служителей культа (браминов), уличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино или мочу. Женам браминов за пьянство мужей выжигали на лбу изображение бутылки.
По законам Греции, если преступление было совершено человеком в состоянии опьянения, это увеличивало его ответственность. Неисправимых пьяниц карали смертной казнью или подвергали ссылке.
В Древнем Риме плебеев, замеченных в пьянстве, обращали в рабов. Не разрешалось употребление вина благородным римлянам, не достигшим 30-летнего возраста, и женщинам.
В Древней Спарте в порядке своеобразного психологического воздействия на патрициев спаивали рабов и в состоянии тяжелого опьянения демонстрировали молодым спартанцам, чтобы вызвать отвращение к омерзительному облику пьяного. Ликург распорядился даже уничтожить виноградники по всей Спарте.
По существу эти меры представляли собой наивную попытку социальной профилактики отрицательных последствий пьянства, вызываемых излишествами потребления вина.
В средневековой Англии пьянство считалось позором, уличенных в нем водили но улицам с ярмом на шее. С этим перекликается введение Петром Первым медали «За пьянство» весом около 17 фунтов на цепи, которую обязан был носить на шее пьяница, попавший в тюрьму. Предпринимались попытки, кстати, оказавшиеся малоуспешными, публикации в газетах имен и адресов злоупотреблявших алкоголем.
В Голландии женщин-пьяниц привязывали к сиденью, укрепленному на блоке, и трижды погружали в воду.
По указу Франциска I пьяница подвергался аресту, при возобновлении пьянства — длительному заключению, а при неисправимости проступка у него отрезали уши п изгоняли из страны.
Карл Великий вначале истязал пьяниц секретно, при отсутствии эффекта — публично, а если и это не помогало — подвергал смертной казни.
Известно, что в 1652 г. царь Алексей Михайлович запретил торговлю водкой в воскресенье, среду и пятницу, а также в рождественский и петровский посты. Летом торговля разрешалась с трех часов дня и оканчивалась «за час до вечера», а зимой — «в отдачу часов денных». Однако несмотря на выпущенные указы государство и царь на деле были лояльны к пьянству и, по свидетельству современников, даже поощряли его.
Известно также, что буддийская, конфуцианская и в особенности мусульманская религии выступали против всякого потребления спиртных напитков, а христианская остерегала верующих от излишнего потребления алкоголя.
Все эти меры не привели к отказу народных масс от потребления привычных им алкогольных напитков. Конечно, значительных успехов в этом направлении добился ислам, однако проявились негативные явления другого рода — опиум, гашиш, героин, кокаин и т. п., которые оказались сильными концентрированными ядами, разлагающими организм и психику. Главной причиной, по которой запретительные и предостерегающие меры не имели успеха, было то, что народ не поддерживал их полностью.
В Швеции с 1865 г. по Готлибургской системе продажа спиртных напитков разрешалась только в ресторанах к горячей пище. В измененном виде эта система позже была принята в Норвегии, Финляндии, Бельгии. В 1919г. была введена система Братта, согласно которой спиртные напитки отпускались по карточкам (до 4 л в месяц на семью). Экономический бойкот и давление со стороны винодельческих стран (Франции, Испании, Италии), отказывающихся от рыбопродуктов из северных морей, принудил смягчить «сухой закон» в Исландии и Норвегии.
В России к введению в 1914г. «сухого закона» многие слои общества психологически были уже подготовлены. За закрытие винной торговли на городских и сельских сходах проголосовал почти весь народ. Однако введен он был только для простонародья: в ресторанах и на столах у состоятельных людей водка и вино не переводились ни на день. Всем хорошо известны реальные и литературные персонажи, которые открыто и беспробудно пьянствовали вплоть до официальной отмены «сухого закона» в 1925 г.
В 1918-1920 гг. в Красной Армии фактически действовал «закон трезвости». Виновных в употреблении алкоголя предавали даже суду революционного трибунала.
Впервые в больших масштабах была проведена кампания по борьбе с алкоголизмом и пьянством в США, где широкое распространение получили крепкие напитки — ром, виски и т. п. Однако правительство вынуждено было отказаться от принимаемых мер после 10-летпего «эксперимента».
Запрещать вино лишь потому, что оно в больших количествах вредит, немудро. Принятие запрета равносильно изъятию из употребления: мяса — потому, что оно содержит птомаины; яиц — потому, что они имеют в своем составе фосфор, холестерин; картофеля — из-за наличия саланина; уксуса — потому, что в нем есть уксусная кислота, и минеральных вод, которые пьют без ограничения, невзирая на присутствие в них серы и мышьяка.
Мы за мудрого Платона, запрещающего пить вино до 18-летнего возраста, и напиваться раньше 40 лет. Тем же, кому стукнуло 40, он предписывает наслаждаться вином. Уверены, что тот, кто сумеет последовать двум первым советам мудреца, после 40-летнего возраста не станет злоупотреблять вином.